В 2024 году Роспотребнадзор зафиксировал свыше 2,3 миллиона обращений от потребителей, и, к сожалению, 73% этих жалоб остаются без реакции со стороны магазинов. Однако исследования показывают, что грамотные и тщательно составленные запросы способны принести успех в 89% случаев. Проблема заключается в недостатке знаний клиентов о своих правах и возможностях использования юридических механизмов.
Обязанности магазинов: что по закону должны делать продавцы
Перед подачей жалобы важно понимать, какие обязательства имеют торговые точки. Это поможет более эффективно аргументировать свою позицию. К основным обязанностям, установленным законодательством, относятся:
- Предоставление точной информации о товаре (статья 10 Закона "О защите прав потребителей").
- Соблюдение стандартов безопасности продаваемых товаров (статья 7 этого же закона).
- Прием возвращаемых товаров, соответствующих и несоответствующих стандартам (статьи 18 и 25 Закона).
- Выдача документа, подтверждающего оплату (Федеральный закон № 54-ФЗ).
- Соблюдение правил торговли определенных категорий товаров.
- Обеспечение возможности проверки качества продукции.
Когда стоит подавать жалобу на магазин?
Необходимо жаловаться в следующих случаях:
- Продажа продуктов с истекшим сроком годности.
- Нарушение весовых и мерительных стандартов (обвес, недовес).
- Отказ в возврате качественных и бракованных товаров.
- Навязывание ненужных товаров и услуг.
- Игнорирование прав покупателей, например, грубое поведение персонала или неподобающее санитарное состояние торгового помещения.
Зная свои права и обязанности продавцов, потребители могут не только возвращать свои деньги, но и наказывать недобросовестных продавцов. Важно не бояться отстаивать свои права и использовать доступные инструменты.